at 22-05-2020 13:16:10

Призрак бродит по России – призрак дезурбанизации.
Лучшие силы докоронавирусной эпохи объединились для священной поддержки этого призрака: публицисты и философы, вездесущие блогеры и всезнающие урбанисты-любители. Не хватает, разве что, «французских радикалов и немецких полицейских».
Вся эта вездесущая и всезнающая публика с уверенностью прогнозирует массовый исход горожан в субурбиях, в свои односемейные жилища: полная эпидемиологическая безопасность, свежий воздух и отли…чные условия для работы из дома.
Увы, удел городского планировщика заниматься не призраками, а расчетами.
Единственный разумный формат планировки-застройки-землепользования, когда-либо реализованный в ходе подобного исхода, именуется “Car Oriented Development” – «застройка, ориентированная на использование личного автомобиля». Опыт последних 80 лет подтвердил, что минимальные условия реализации этого формата – плотность дорожной сети от 6-10 и более км/км2.
Средняя плотность дорожной сети Московской области менее 1 км/км2. Для ближнего Подмосковья характерны цифры порядка 1,5 км/км2; к примеру, на территории нынешнего ТИНАО до её присоединения к Москве –1,66 км/км2. Для окраинных районов области тот же показатель приближается к отметке 0,5 км/км2, типичной для окрестных областей Центрального региона России.
На территории ТИНАО, где целенаправленно ведется самое интенсивное в истории российских субурбий дорожное строительство, к настоящему времени достигнута отметка 2,22 км/км2; к 2035 году планируется выйти на уровень 5,82 км/км2. В ближних в границам Москвы районах Московской области в этому времени вряд ли будут достигнуты показатели, превышающие 2 км/км2.
Как видим, даже рекордные по отечественным меркам перспективные показатели ТИНАО только-только подтягиваются к минимальным рубежам эффективного градостроительного освоения территории по формату “Car Oriented Development”.
Нужно сделать, однако, существенную оговорку по поводу теоретической возможности заменить формат “Car Oriented Development” популярным когда-то форматом “Horse Oriented Development” с одновременным возвращением к показателю 200 лошадей на 1000 жителей, наблюдавшемуся в Российской Империи и США перед WW1.
Впрочем, всё эти «ненужные арифметические детали» не могут помешать нашим вездесущим и всезнающим урбанистам-любителям вести свои дальнейшие плодотворные дискуссии. Замечу, что ни один из этих общественно-опасных болтунов не станет брать уроки верховой езды (или лечить зубы) у своего брата – блогера…