at 04-11-2020 20:42:08
Текст написан за два года до событий в Беларуси, до всеобщего кризиса в связи с пандемией... В последнее время об этом уже не пишу новых текстов, ибо все уже сказано, но примерить это сказанное к новой реальности хочется.«Ещё раз о наболевшем - о советском рае, который не отпускает ...Люди, воспитанные в советской парадигме, тоскующие по той системе экономических отношений, где якобы не было эксплуатации, а все трудились на общее благо, отрицают факт эксплуатации себя системой потому, что в их внутреннем мире на бессознательном уровне законсервировалось психическое восприятие себя как выросших детей. Выросших, но не повзрослевших. Не могут же дети считать, что родители и старшие члены семьи их эксплуатируют, когда заставляют ходить в школу и дают денег на карманные расходы, и при этом еще «бесплатно» лечат, учат и заботятся. Какие свои доходы у детей, кроме карманных денег, выданных за хорошее поведение и трудовую повинность? «Главное, что никто друг на друге не наживался, люди были братья», - ностальгируют они по советскому раю и действительно, "дети" были более менее равны по скромному уровню достатка и одинаково зависимы. Психология ребенка у взрослого человека - это и есть по сути психология раба. Слово раб здесь употребляется не в оскорбительном смысле, а как обозначение индивидуума, отказавшегося от груза свободы и ответственности. То, что гармонично на одном этапе личностной и социальной эволюции превращается в патологию на другом. Нет никаких преимуществ в капиталистических отношениях западных демократий для того, кто хочет остаться на всю жизнь в детском саду, наоборот, они угрожают экзистенциальным холодом одиночества и незащищенностью в экономических джунглях, ничего не предлагая взамен, кроме свободы. Но маленькие дети боятся свободы, она им не нужна, им нужно просто иметь возможность поиграть и пошкодить внутри простых и ясных поведенческих рамок и смыслов, спущенных сверху под присмотром мудрых правителей, которые будут заботиться, руководить и распределять. Советская экономическая модель подразумевает сакрализацию власти и инфантилизацию населения, как базовый социально - психологический конструкт в своём основании, и именно этот конструкт и есть те самые корни, из которых могут прорастать только разные модификации авторитарных и тоталитарных систем. Нынешняя система - в исторической перспективе нежизнеспособная химера, родившаяся от попытки подсадить на эти корни западную экономическую и социально-политическую модель. Эта модель отторгается неизбежно вместе с теми людьми, кто ее приветствует, и система постепенно принимает пусть и искореженные, но знакомые традиционные формы с той разницей, что власть, вкусившая прелестей личных сверхдоходов в условиях полной безнаказанности, сохраняя прежнюю отеческую риторику, теперь беззастенчиво экономит на своих «детях», а по факту бесправных рабах, распаляясь все больше и больше, пугая ужасами сиротства (опасностью для Родины - матери со стороны внешних врагов) и накачивая чувством причастности к величию государственного организма. В имперской модели буквальный размер государственного тела сакрализируется на фоне обесценивания маленькой жизни конкретного человека. Эта матрица подробна рассмотрена мною в статье «Страна матрешек». Здесь бы хотелось отметить лишь то, что констатируя все это, было бы ошибкой делать однозначно пессимистичные прогнозы на будущее, исходя только из предыдущего опыта, хотя бы просто на том основании, что каждый новый системный кризис имеет свои неповторимые характеристики и свой исторический контекст, а значит открывает какие-то непредставимые возможности. Особенно в силу того, что этот наш локальный кризис детонирует назревший глобальный кризис человеческой цивилизации, оказавшейся перед угрозой уничтожения и зажатой между технологическим прорывом и экзистенциально-смысловым тупиком мира потребления. Из этих тисков выскочить и выжить можно только взмыв ракетой на принципиально новый эволюционный уровень осознанности и восприятия реальности. Как перекуется нынешняя реальность в это прекрасное далеко нам знать не дано, хотя бы потому, что мы только влетаем в этот кризис на огромных скоростях и с сумасшедшими рисками.» (с) 02.11.2018