Вот и подошла к концу моя работа в ковидном госпитале, развернутом в Первой градской больнице.
Байки травить не буду (пока), статистику не представлю - просто немного впечатлений.
За эти 1,5 месяца тут мне удалось не только не сойти с ума (хотя признаться, некоторое чувство опустошенности присутствовало), но даже интересно провести время. В портрете этой болезни, который поначалу был абстрактным, начали просматриваться некоторые понятные черты. Этих пациентов реально начинаеш…ь чувствовать, беспокоиться за определённых еще не показывающих признаков пациентов, которые могут быстро ухудшиться. Нащупывая эти ориентиры, нам стало удаваться поймать за хвост быстро уползающую змею под названием цитокиновый шторм.
Изначально мы начали лечить этих пациентов как будто на ощупь, в условиях дефицита данных, назначая как и все калетру с плаквенилом, но быстро поняли, что это не работает. По сути, пока вообще не совсем понятно, что работает. Пока вот низкомолекулярные гепарины да, ингибиторы интерлейкинов если вовремя, ГКС если не вовремя или тем кто не улучшается. Чем дальше, тем больше противоречий. Scio me nihil scire. Вопросов становится больше, но они обретают конкретику. Возможно, мы еще не раз пересмотрим представления о лечении ковида. Но это не значит, что мы бессильны.
Честно сказать, я испытывал ностальгию по стационару - по тяжелым и клинически интересным пациентам. Тут были интересные и даже очень. Поэтому это погружение как клиницисту точно было на пользу. Я добровольно пошел на эту работу, зная все сложности и риски, по совокупности причин, но в первую очередь из интереса - мне захотелось посмотреть из первого ряда, столкнуться лицом к лицу с этим новым и неизведанным явлением. Ну и конечно, внести свой скромный вклад в общее дело, в общую борьбу. Кажется получилось.
Хочу сказать пару слов о коллективе. Мне было чертовски приятно работать в сплоченной команде профессионалов, которые пришли из разных областей медицины, но преимущественно состояла из терапевтов, таких настоящих интернистов. Постоянно чувствовалась атмосфера взаимопомощи и это очень круто. Нам очень помогали ординаторы, которые брали на себя львиную долю бумажной работы. Студентов у нас, кстати, вроде не было, что я считаю правильным. И отдельно хочу сказать о волонтерах, которые в это непростое время нашли в себе силы и мужество работать в этих условиях. Это придает надежды. Особенно мне запомнился один из них, Сергей - человечище с большой буквы. Крепко жму ему руку.
Когда все это началось я довольно быстро для себя решил, что хочу пойти работать с ковидом, но я не сразу нашел свое место.
Поэтому хочу сказать большое спасибо Алексей Парамонов и Алексей Свет за то, что дали мне возможность прикоснуться к этому, поучаствовать и внести свой вклад. А теперь, мне пора возвращаться к нормальной жизни, к семье, к работе. И это большая радость для меня.
Изыди, вирус окаянный!
Будьте здоровы.