Прогуливался сегодня по пляжу до ближайшего магазина, смотрел на волны и размышлял об ответственности бизнеса и продуктологов перед обществом.
Вот, к примеру, доставка продуктов. Нет-нет, да проскочит в ленте мысль, что благодаря коронавирусу у людей выработается привычка заказывать продукты, а не ходить за ними в магазин. Мд-а, хорошо быть одномерным и ограниченным... При всём удобстве доставки продуктов, вслед за супер- и гипер-маркетами, эти сервисы разрушают город. В общ…естве, где люди перестали ходить в гости, где за последние десять лет ощутимо вырос уровень недоверия друг другу, сервисы розничной доставки вбивают ещё один гвоздь в социальную ткань районов. Если логически развить идеи той же Джейн Джейкобс, то сервисы доставки надо остановить на мелком опте. И вернуть районам небольшие магазины, которые являются пространствами, где люди в силу особенностей пространства вынуждены взаимодействовать. Но я прекрасно понимаю, что этого не будет, потому что цифровые сервисы разрабатывают одни люди, а урбанистикой занимаются другие. Поэтому в то время, когда вторые будут пытаться восстановить безопасный город, первые этот самый город будут абсолютно неосознанно разрушать.
Или вот всякие сервисы (или просто фичи), помогающие людям делать выбор. Все мы прекрасно понимаем, что если для решения задачи в сервисе А потребитель тратит в два раза меньше усилий, чем в сервисе Б, у второго сервиса однажды не сойдётся экономика. Поэтому биздев и продуктологи сервиса Б будут стремиться, чтобы их продукт требовал ещё меньше усилий. Но в итоге, по сути, мы зарабатываем на том, что отучаем людей делать выбор. Конечно, романтики из edtech'а скажут, что люди получат больше времени и внимания на самообразование, но романтика хороша при общении с барышнями. В реальности имярек закажет винишка через сервис доставки, включит сериал, используя гепир-мега-супер систему рекомендаций и насладиться собственным отуплением.
И если говорить откровенно, у меня нет ответа на этот вопрос. Но хочется сесть с кем-то и подискутировать на эту тему. Потому что с одной стороны мне нравится заниматься разработкой цифровых сервисов и помогать будущему наступать, а с другой абсолютно нет желания жить в обществе дебилов.