Коронавирус как драйвер стратегии
1. Многие компании раньше никогда не занимались стратегией. "А смысл?" - говорили некоторые менеджеры и маркетологи. Вот продвижение и продажи - это да, а стратегия воспринималась часто как некое излишество, которые "могут себе позволить только очень богатые компании".
2. Проводя множество тренингов для профессиональных маркетологов, менеджеров и специалистов по коммуникациям, я не раз сталкивался с тем, что, скажем, за 10 лет работы на позиц…ии директора компании или директора по маркетингу люди ни разу не занимались разработкой стратегии и, соответственно, не имеют в этом никакого опыта.
3. Сутью стратегии, напомню, является вовсе не планирование. Генри Минцберг в своей книге "Стратегическое сафари" вообще назвал словосочетание "стратегическое планирование" оксюмороном. Оставим слово "стратегическое планирование" специалистам по коммуникациям.
4. Отличием стратегии от тактики является не горизонт планирования. Я не говорю, что в стратегии или тактике нет горизонта планирования. Он есть. Но он может быть любым и вовсе не он определяет - тактика ли перед нами или стратегия.
5. Сутью стратегии являются изменения. Инновации. Трансформации. Перемены. Назовите как хотите, но это в любом случае некие действия, которые совершаются:
- для достижения определенных целей (или реализации стратегического видения)
- в обстановке неопределенности, задаваемой факторами внешней (макро и микро) среды
- как правило, при противодействии со стороны конкурентов
- через изменения хотя бы в одной части бизнес-модели
6. Коронавирус поменял правило игры, выступив в качестве "десятикратной силы", по терминологии бывшего главного исполнительного директора Intel Энди Гроува. Предыдущими сравнимыми силами стали появление персональных компьютеров и интернета. Каждое из этих явлений радикально поменяло рынки и бизнес-модели, уничтожив компании со слабыми стратегиями и бизнес-моделями, и подняв наверх новых лидеров.
7. Ранее некоторые предприниматели и маркетологи могли делать copy-paste c чужого успешного бизнеса и иногда это срабатывало. Сейчас же просто еще почти нет тех, кого можно копипастить. Практически всем нужно искать заново - себя, свою бизнес-модель, свое место на рынке, свой рынок, свою аудиторию, свои преимущества. В этом смысле, разработку стратегии уже нельзя "скипануть", как преролл на youtube.