at 14-06-2020 12:40:46

Настала пора подумать, что будет после коронокризиса. То есть он не закончился, понятно, все еще впереди. Но первые мысли уже появились, замаячили, и их можно начинать оформлять. Я не большой знаток культурных изменений или, чур-чур, политических. А вот что может измениться в бизнесе - могу предположить. Итак:

1. Натурально, офисы начнут сжиматься. По опросам, которые проводил я и мои коллеги, только 9% сотрудников хотят работать в офисе как раньше. Хорошей идеей являются "пр…исутственные дни", когда какое-то подразделение может (важное слово) посетить офис в какой-то день. Такая модель дает возможность сократить затраты на офис (это не только аренда) вполовину, а с учетом падения стоимости коммерческой недвижимости и удешевления труда соответствующего персонала - аж на 2/3.

2. Удаленная работа и, сюрприз, учеба займет бОльшее место в нашей жизни. Сейчас очевидно, насколько мы оказались к ней не готовы, технологически и психологически. И даже не смотря на сокращение (да-да) случаев заражения никто не отменял еще волну или еще вирус. Бизнес накрепко усвоил урок февраля-мая, и вряд ли будет готов опять так же рисковать. Да и в общем, как я писал выше, сотрудники тоже не против. Осталось только поменяться менеджменту.

3. Существенная часть менеджеров сейчас находится в ломке. Рационально менять привычный подход надо, удаленка и дешевле, и эффективнее. Но эмоционально страшно, потому что этому никто не учил. Никто не объяснял, как правильно удаленно мотивировать. И вроде бы особых отличий нет, но перемен же слишком много! А тут еще непонятная экономическая ситуация, вероятность потери работы и дохода. Проще забраться в домик, в уютный офис к многочасовым совещаниям и служебкам.

4. Более быстрые и продвинутые бизнесы уже формулируют идеологию найма будущего: в компании остается ядро команды, сохраняющее экспертизу, остальные же сотрудниками уходят либо в полный фриланс, либо в частичный, с сохранением небольшой части постоянного дохода. Я бы назвал это work on demand, по сути - это проектный подход к занятости. Позволяющий работать не на одного работодателя.

5. Мало по малу станет понятно, что work on demand существенно выгоднее для всех сторон, чем классический подход к трудоустройству. Можно заработать больше при большем объеме свободного времени. Это, конечно, не просто, но зато освобождает от извечного "мне же так мало платят" и от страданий работодателя в части увольнения нерадивых.

Я не утверждаю, что мы все так будем жить так скоро. Предстоит много изменений: от процессов и средств автоматизации до программ обучения и технологий подготовки. Но контуры мира через 50 лет стали гораздо прозрачнее. По меткому выражению моего друга мы получили мощный пинок в будущее. И странно это не замечать и игнорировать.

P.S.: бонус-трек о будущем от Microsoft - в первой ссылке к посту.