ДАРЫ СВОБОДЫ
Мэр Москвы объявил, что с 9 июня 2020 года (то есть прямо сегодня) в столице отменяются самоизоляция, пропускной режим и график прогулок. Всем спасибо, все свободны.
Можно порадоваться за москвичей, натерпевшихся за последние месяцы. Не будучи эпидемиологом, я не готов давать оценки медицинским последствиям как этого, так и предыдущих решений.
…Но для меня, как стороннего наблюдателя, такая резкая отмена ограничений выглядит по меньшей мере непоследовательной. Режим прогулок по графику, вызвавший, мягко говоря, изумление, продержался неделю.
Изменения в ходе распространения болезни мне, как обывателю, не очевидны, но думаю, что возможность заражения не только не исчезла, но даже особенно не сократилась. И люди как болели, так и болеют. Поэтому у граждан может сложиться впечатление, что все штрафы и запреты предпринимались не из заботы об их здоровье, а по каким-то иным причинам. И что отмена ограничений вызвана совсем не снижением угрозы для здоровья, а чем-то совсем другим. Справедливо ли такое впечатление — не знаю. Но оно естественно.
Непоследовательность — одна из типичных грубых ошибок управления. Одно непоследовательное решение ставит под сомнение все решения, принятые руководителем. Если лидер мечется из крайности в крайность, подчиненный приходит к выводу, что руководитель в принципе не понимает, что делает, или действует не в интересах компании. И начинает игнорировать или саботировать любые решения такого скомпрометированного руководителя, которые кажутся исполнителю неправильными.
Тем не менее, любому лидеру иногда приходится резко менять свои решения.
Что же делать? По моему мнению, в этих случаях необходимо четко и ясно признавать свои ошибки, если они были, и объяснять, какие именно изменившиеся обстоятельства вынуждают к перемене плана действий. Общими словами отделываться нельзя — это проявление неуважения к сотрудникам. Люди, исполняющие распоряжения, не стадо. Они имеют право понимать, почему и зачем они должны теперь поступать так, а не иначе.
Да, о Москве. Без необходимости я бы на месте москвичей (да и питерцев) осторожности не терял. Просто потому, что командовать полицейскими можно, а вирусами нет. Штрафы отдельно, а болезни, увы, отдельно.