Раз уж заговорили о бедах, которые причинили нам половцы… Как вы помните, лета в начале 1110-х были дождливые, холодные, рожь урождалась плохо. И по окрестностям стольного града Киева пошёл мор. Люди мучительно умирали от жутких колик, которые вызывала спорынья, портившая рожь. У многих выживших гангрена отнимала конечности, или они и вовсе теряли рассудок. Эпидемия получила название «антониева огня», поскольку для избавления от заразы молились святому Антонию, а боль у несча…стных заразившихся была такая, словно они горели изнутри.
Хлеба было мало, стоял голод. И вольные люди были вынуждены записываться в холопы или брать у ростовщиков зерно или серебро в долг под кабальные проценты, что опять же приводило их к потере свободы. 16 апреля 1113 года после двадцати лет правления преставился благодетель и заступник всякого киевского ростовщика великий князь Святополк Изяславович. У него имелось целых три готовых преемника на престол - князья Давид Черниговский, Олег Новгород-Северский и Ярослав Муромский. Но ни одному из них Высший Промысел не доверил примерить великокняжескую шапку.
Со смертью Святополка Изяславовича киевляне высыпали на улицы посада. Народному штурму подвергся двор воеводы Путяты Вышатича, героя борьбы с половцами, вошедшего, однако, в историю не теми своими ратными подвигами, а, как вы помните, злоупотреблениями с торговлей солью - проще говоря, поборами с народа через «соляной откуп». Нефть дорожает - соль дорожает. Нефть дешевеет - соль дорожает. Дешёвую заморскую соль привозить запрещают… Как соленья заправлять? Как рыбу на зиму засаливать при таких раскладах? Или это не из-за нефти было? Вы лучше помните!
Когда двор воеводы был разграблен, толпа устремилась на улицу, название которой мы не будем упоминать вследствие изменившегося с тех пор законодательства, где начали громить лавки ростовщиков, жечь закладные и долговые книги.
К боярам закралась тень сомнения, горит ли дружина желанием защищать их в момент народного гнева или гореть предстоит только их дворам: как-то косо стали посматривать на них дружинники… Посему решили бояре собраться в соборе Святой Софии и призвать на великокняжеский престол не кого-то из «преемников», а переяславского князя Владимира Мономаха, пользовавшегося народной любовью.
Став великим князем, Владимир Мономах первым делом законодательно ограничил проценты ростовщиков, списал старые долги, ограничил право закабалять за долги и в целом облегчил участь народную. За что впоследствии был прославлен Матерью Церковью как благоверный.
А половцы от великого князя Владимира Мономаха ушли на Кавказ, в политическую эмиграцию, в Грузию. Чтобы не связываться с окрепшей Киевской Русью.