Нас спрашивают: "И зачем учителю навыки лектора? Разве учитель - это про лекции? И поему этот навык останется важным и после окончания карантина, когда дети вернутся к привычным урокам?"
Отвечаем.
Есть три момента, которые сегодня становятся очень важными применительно к этому вопросу.
1. Ученик сейчас видит весь спектр возможных лекторов и может выбрать того, кто "объясняет" лучше. Это принципиальное изменение образовательного ландшафта. Одно дело, когда у тебя один учитель …и другого не будет. И совсем иное, когда "да чихать я на него хотел, я завтра послушаю лекции Имярек в интернете и все пойму". С этой ситуацией школа уже столкнулась и до карантина. Учитель конкурировал с репетитором, который делал как бы ту же работу, но более эффективно. Что приводило к тому, что дети попросту "забивали" на уроки. Сегодня это становится мейнстримом. Завтра, когда учитель придет в класс, его уже будут воспринимать не как Богом данную личность, а как одного из многих. Далеко не лучшего.
2. Навыки лектора, о которых я пищу - это прежде всего навыки упаковки смыслов. Навык создания очень компактной подачи информации, позволяющей сэкономить время ученика. Сегодняшние учителя разбазаривают время абсолютно невозможным образом. Это аукнется очень скоро. На самом деле, как только ученик получит право голосовать ногами (см. п.1)
3. Навыки лектора нужны не сами по себе. Умение упаковать смыслы нужно для того, чтобы высвободить львиную долю времени под деятельностное обучение. Сегодня учитель тратит отведенные ему драгоценные сорок пять минут под рассказ, который можно:
а) дать для просмотра дома самостоятельно
б) дать в виде задания на самостоятельный поиск информации в разных источниках и создание на основе синопсиса или конспекта
в) даже если нужно именно представление учителем очно, сжать до короткой презентации, отведя большую часть урока на более важные вещи.
Все три способа позволяют высвободить время на обсуждение, творческую работу, и прочее, что сделать самостоятельно невозможно и ради чего как раз учитель и нужен.
Так что это только первый шаг.