Самые опасные ошибки, которые допустил бизнес в поисках способа противостоять рецессии, связанной с пандемией, понемногу складываются в общую картину. И хотя итоги пока промежуточные, базовые ошибки уже очевидны - и за них начинают расплачиваться. Собирательно, эксперты и исследователи отмечают следующие (хотя все они дискуссионные):
1. "Работать со всеми". В наших реалиях это смена фокуса с крупных и платёжеспособных на небольших клиентов. Грубо говоря, более доступные предл…ожение в более низком ценовом сегменте. Они не только провоцируют ценовые войны, вымывающие прибыль из отрасли. "Внизу" рынок очень агрессивно сопротивляется и многие компании к этом не готовы. В итоге потеряны и репутация и популяризация не помогла.
2. "Расширение ассортимента". Добавлять к своим стандартным продуктам те, что клиенты всё равно спрашивают (привет, касдев). Результат - резкий рост маркетинговых затрат на фоне общего падения спроса - не самый выдающийся. Оказывается, что во время рецессии эффект ореола работает куда хуже, чем когда рынок на подъёме и потребители готовы экспериментировать.
3. "Нанимать дешево". Проблема в том, что во времена стресса и паники наиболее уязвлённо себя чувствуют сотрудники с недостаточным опытом. И те, кто воспользовавшись моментом сменил кадровые предпочтения столкнулись с проблемой падения качества сервисов при росте затрат на обучение более дешевого персонала. В итоге ущерб от низкокачественной работы и стоимость обучения перекрывают эффект от сокращения ФОТ.
Повторюсь, темы дискуссионные и, наверное, сильно зависят от контекста. Но как минимум, стоит понаблюдать. И дополнить.