Вполне возможно, что результатом нынешней рецессии в России станет пересмотр собственных приоритетов.
Я помню, несколько лет назад была модной в псеводпатриотической среде мысль о том, что неспроста "там" всё так хорошо и еще не известно за чей счёт "они" так хорошо живут. И когда-нибудь вот-вот это всё аукнется. Но, как показывает практика, истинная картина оказалась совсем не такой, как рисовали её российские пропагандисты.
Вдруг выяснилось, что красивая жизнь, достаточно… успешная, чтобы быть щедро приправленной гламуром путешествий, бургундских вин, череды ресторанов за выходные и т.п. – это жизнь в кредит. Но, в отличии от "того" мира, в кредит не обеспеченный. Т.е. в тот, что может покрыться лишь будущими доходами. Маленькая подробность, которую упустили...
Но сейчас, когда подобный подход показал свою уязвимость, многие бюджеты будут подвержены ревизии. Будущие бюджеты, что примечательно. Урок "валютных ипотечников" 6-ти летней давности теперь, вероятно, будет закреплён более массово. Но что это означает для рынка?
Снижение ожиданий теоретически должно отразиться на ценообразовании, когда норма прибыли вновь снизится. Вместе с уровнем платежеспособного спроса и ростом закредитованности. Но от чего первым откажутся россияне? И вот здесь нужно быть очень внимательным в прогнозах или, если хотите, в правдоподобных сценариях, создавать которые важно и модно.
А еще лучше - подбирать парные отрасли и анализировать взаимосвязи, прикидывая, чему больше отдадут предпочтение потребители: "рестораны или внутренний туризм", "одежда или обувь", "алкоголь или еда", "новое или подержанное" - вариант и то и другое, к которому за последние три года мы снова привыкли, теперь отпадёт, причем для всех. Потому как помимо ограничений внутренних (доходов) есть еще и ограничения внешние - такие, как Шенген, закрытый до конца года. А это существенно меняет ситуацию.
Например, финны уже посчитали, что потери от отсутствия туристов, посещающих страну в течение года, составят около двух миллиардов евро. Но при этом тот факт, что финны останутся этим летом дома - принесёт около пяти миллиардов. Т.е. за счёт карантина повысится внутренний спрос. А это значит, что пострадавшие отрасли смогут отыграть своё или хотя бы поправить положение. И в России таких историй будет достаточно большое количество.
Но, есть одно важное "но", с которого я начал. Самое страшное для бизнеса, чему может научить эта рецессия россиян – это бережливости. Ведь если сейчас финансовой подушки нет у 9 из 10 жителей, то многие из этих девяти будут стремиться нарастить её по крайней мере в течение первого года. За счёт еще большего сокращения потребления.
Но против чего потребители не смогут устоять даже в период накопления? Ответ на этот вопрос и будет ключевым.