97-летний ветеран Великой Отечественной войны, фронтовик, участник Парада Победы 1945 года, доктор химических наук Евгений Яхнин в комментарии "Новой газете": "Вообще я один раз был в Кремле и понял, что там я нужен как деревянный или оловянный солдатик, который просто участвует в ритуале… Что ж, побывал разок — хватит. [Это было] несколько лет назад. Я подумал: схожу посмотрю, как все это устроено, Георгиевский зал и так далее… А если говорить, как я отношусь к сегодняшнему ...празднику, я бы сказал так. Во время похорон плясать нехорошо. Тут есть темная сторона — коронавирус и прочее. Но есть задача, которую выполняет элита, которую выполняет власть; мне совершенно ясно, это используется, чтобы укрепить, что там у них в укреплении нуждается.

Думаю, 75-летие Победы (а это действительно большая, трагическая дата) надо было бы отметить выдвижением глобальной идеи — возрождения единства человечества. По сути, человечество должно осознавать, и уже начинает осознавать, что оно стоит на грани, мы таких ситуаций знаем уже много, когда вот-вот кто-то нажмет кнопку… К счастью, этого пока не случилось. И поэтому, на мой взгляд, предложение такой идеи так актуально — давайте наконец образумимся, вспомним, что мы — человечество, что мы на маленьком космическом кораблике, Земле, еще существуем, и надо сделать все, чтобы не уничтожить сами себя. Вот, по сути, я бы так к этому подошел.

Я вам не рассказывал о встрече 9 мая на Красной площади в 45-м году? Такого праздника, который никто не организовывал, когда миллионы людей вышли на улицы… Никакой гордости — счастье. Никогда не забуду. Люди обнимались, целовались, водили хороводы, военных подбрасывали вверх, качали… У меня даже сейчас слезы на глаза наворачиваются. Понимаете, это был действительно всех охвативший восторг и радость, не одного человека — всех! Такого, по-моему, никогда и нигде не было. А дальше — все. Уже пошли ритуалы. И поэтому мое отношение к нынешнему параду… Я понимаю, чего от него хочет власть и как к нему относятся люди, — по-разному относятся…

Я сейчас быстро слепну, но закончил книжку, последнюю, больше книжек мне, я понимаю, уже не писать... Название ее — я вам говорил уже — «Похвальное слово вранью»… На мой взгляд, вранье приносит вреда, может быть, даже больше, чем глупость".

See More