Под хвалебные оды дистанционному образованию мир идет к тому, что у детей богатых родителей будет качественное традиционное образование, а всех остальных ожидает стандартизированный виртуальный суррогат. Дистанционное обучение — это смерть образования, — такое мнение высказал профессор итальянской литературы университета Калабрии Нуччо Ордине в видеобращении, размещенном 18 мая на сайте испанского издания El Pais. Нуччо Ордине — философ, писатель, крупнейший специалист по ита…льянскому Возрождению, в частности, по биографии и творчеству Джордано Бруно. Мировую известность Ордине принесла работа «Граница тени. Литература, философия и живопись у Джордано Бруно» (2003), она переведена и на русский язык. Приглашенный профессор университетов Франции, Великобритании, Германии, США.
"Студентов уже не просят учиться, чтобы стать лучше, чтобы превратить знания в инструмент свободы, критики и гражданской ответственности. Нет, от молодежи требуют получить специальность и зарабатывать деньги. Потеряна идея школы и университета как сообщества, формирующего будущих граждан, которые смогут работать в своей профессии с твердыми этическими принципами и глубоким чувством человеческой солидарности и общего блага. Мы забываем, что без жизни сообщества, без ритуалов, по которым проходят встречи студентов и преподавателей в аудиториях, не может быть ни подлинной передачи знаний, ни воспитания.
За постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма ужасного одиночества. Студенты — это не резервуары, которые нужно заполнить понятиями. Это человеческие существа, которые, как и преподаватели, нуждаются в диалоге, общении, и в жизненном опыте совместного обучения. В эти месяцы карантина мы, как никогда, осознаем, что отношения между людьми — не виртуальные, а реальные — все больше превращаются в предмет роскоши. Как предсказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения»", заявил профессор Ордине.