Одно из свойств дискуссий в блогосфере - постоянное натягивание совы на глобус, смешение понятий.
В нашей культуре особенно болезненно отзывается слово "вина". Им легко и удобно манипулировать. А еще его можно спутать с близкими словами, например, "ответственность" или "последствия".
Объясняю разницу наглядно.
Сейчас во всем мире - пандемия коронавируса.
1. Мы все испытываем на себе ее последствия, и долго будем испытывать....
2. Мы все виноваты в ней? Мы должны каяться, публично, на телекамеру, и только тогда она пройдет? Нет, конечно, что за бред.
3. Мы все отвечаем за то, чтобы пройти ее с наименьшими потерями - каждый на своем месте.
4. И да, если кто-то грубо нарушает санитарные нормы, он виновен в том, что заражает других людей, это его осознанный выбор в сфере его личной ответственности.
Ну просто ведь, правда?
А если накидать красивых слов и обратиться к сверхценностям, то возникает такое бурное море смешанных понятий, где доказать можно вообще всё, что угодно.
Вот, кстати, понятие "первородный грех". Без этого понятия, кстати, прекрасно обходились первые поколения христиан и только Августину с его юридизмом понадобилось его ввести. В ПЭ (охотно признаю ее пользу!) дано неплохое определение:
"Грех первых людей и его последствия блж. Августин назвал «первородным грехом» - это породило значительные расхождения в понимании того, что совершили Адам и Ева и что унаследовал от них человеческий род. Одно понимание привело к тому, что всем людям стали приписывать преступление прародителей как личный грех, в к-ром они виновны и за к-рый несут ответственность. Однако такое понимание Г. п. входит в явное противоречие с христ. антропологией, согласно к-рой человеку вменяется в вину лишь то, что он, как личность, совершает свободно и сознательно. Поэтому, хотя грех прародителей и оказывает прямое воздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена".
И возникает заодно вопрос, насколько вообще эта схема первородного необходима современному человеку, не становится ли само понятие инструментом манипуляции и навязывания вины... Напомню, в Библии этого понятия нет и у первых христиан его не было вплоть до Августина.