Elvira Chernyakova Posted by Elvira Chernyakova
at 23-04-2020 18:50:08
С 22 апреля контроль пропусков для передвижения в г. Москве был переведен в автоматический режим, а для проверки цифровых пропусков, дающих право на передвижение на автомобилях, начали применять систему фото- и видеофиксации нарушений, за которые предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Паника, неразбериха, фейки, гневные комментарии и пр. в СМИ и соцсетях по поводу штрафов за отсутствие цифрового пропуска, выявленного с помощью дорожных камер, опять сподвигли меня (ка…к автомобилиста почти с 30-летним стажем) на анализ нормативных актов. Скажу сразу – анализ касается применения законодательства для лиц, НЕ находящихся на карантине по официальным предписаниям). Букв много, поэтому, кому лень читать, см. резюме в конце статьи. Итак. Имеем следующие основные нормативные акты и документы (по состоянию на 23.04.2020). КОАП РФ (в частности, ст. 20.6.1, ст. 28.3 (п. 18 ч. 5 и ч. 6.4.), ст. 28.6 (ч. 3), добавленные по Федеральному закону № 99-ФЗ от 01.04.2020).Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"КОАП г. Москвы (в частности, ст. 3.18.1 и ч. 4 ст. 16.6, добавленные 01.04.2020 года в Закон г. Москвы от 21.11.2007г № 45)Указ мэра г. Москвы № 45-УМ от 18.04.2020 (п. 13.6. и п. 13.7.)Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанными с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного суда РФ 21.04.2020г.), в частности, «Глава V. Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях» https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1362561/?fbclid=IwAR3BE04cFaDFH_W6LoaIUfQvPQDHKnIs9Tvm3NP9F8x9k6RGaQzlw8Yw8No Федеральное законодательство (Ст. 20.6.1 КоАП РФ) предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации и в зоне ЧС, "...и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей…» В соответствии с п.ф) ч. 1 ст. 11 Федерального Закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов РФ:«…ф) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации…» Именно на этом основании в Москве издаются Указы мэра и вносятся изменения в Московский КоАП. Введенные в КоАП г. Москвы Ст. 3.1.18 и ч. 4 ст. 16.6 предусматривают уже конкретные действия при нарушении режима самоизоляции, которые не предусматриваются в статье 20.6.1 КоАП РФ. Правда, чуть позже изначально незаконная норма ч. 4 ст. 16.6 КоАП г. Москвы о применении к нарушителям по ч. 4 ст. 3.1.18 задержание транспортного средства и перемещения его на штрафстоянку, была отменена пунктом 13.7 Указа мэра № 45-УМ от 18.04.2020 («13.7. При выявлении нарушений требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы, с использованием транспортного средства граждане, привлеченные к административной ответственности за это правонарушение, могут продолжить движение, а транспортное средство не подлежит задержанию….». Этому способствовали обращения правозащитника Виктора Травина и затем депутатов городской думы в Прокуратуру. Но в том же Указе есть п. 13.6, в котором речь идет о фиксации правонарушений, и в самом конце второго предложения приписан вариант фиксации : "......или работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи". Т.е. в упрощенном порядке, без составления протокола. Вот именно эта приписка НЕЗАКОННА!!! Потому что региональное законодательство (в данном случае Указ мэра) не вправе изменять тот порядок привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение, который определен в федеральном законе (т.е. в КоАП РФ). Часть 3 ст. 28.6 КоАП РФ «Назначение административного наказания без протокола» определяет исчерпывающий перечень правонарушений, которые могут фиксироваться с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, - это распространяется только на нарушения ПДД (глава 12 КоАП РФ) или в области благоустройства территорий. Режим повышенной готовности к ним НЕ относится. Следовательно, за нарушение такого режима упрощенный порядок привлечения к ответственности и наложение по нему штрафа исключены. Необходимо возбуждать административное дело, устанавливать лицо, находившееся за рулем, и в его присутствии в отношении него составлять протокол. После этого дело для рассмотрения передается в суд. И штраф налагает судья. Верховный суд РФ в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанными с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой короновирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного суда РФ 21.04.2020г.), отвечая на Вопрос 18: «Должностные лица каких органов имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ?» сослался на ст. 28.3 КоАП РФ (п. 18 ч. 5 и ч. 6.4.), в которых речь идет исключительно о составлении протоколов соответствующими должностными лицами. Т.е. наличие протокола в административных делах такого плана – обязательно, что исключает упрощенный порядок привлечения к ответственности. Поэтому на сегодняшний момент единственный ЗАКОННЫЙ вариант оформления штрафа за езду на автомобиле без цифрового пропуска – исключительно через составление протокола в момент остановки автомобиля уполномоченным на то лицом. А если отсутствие цифрового пропуска выявлено с помощью автоматической системы фото-видеофиксации, штраф НЕ может быть наложен. А если все же московским властям федеральный закон не писан, то суды все эти штрафы должны аннулировать. Да, геморрой, но тогда, чтобы не играть с огнем, есть два варианта - либо оформлять пропуска, либо оставаться дома.