Каждый новый день самоизоляции и социальной разобщенности открывает перед человечеством новые уровни понимания того, как же всё ненадежно устроено. Авиакомпании, весь международный туризм, ресторанный бизнес, индустрия красоты и моды - всё это оказалось словно вилами на воде писано. Раз - и нет всего этого. И, соответственно, нет рекламы, которую давали все эти бизнесы. А нет рекламы - и вот уже медиа просят правительства о поддержке. Оказывается, что вся эта огромная машина …ежедневного потребления способна существовать только тогда, когда она работает. А когда останавливается - то всё, дальше она уже работать не может. Как доменная печь прямо.
Вот, например, туроператоры сообщают, что мы с вами мало того, что отменяем поездки, запланированные на ближайшее время. Так еще и, внимание, ничего не бронируем на даты после 1 июня. Хотя, казалось бы, опыт наблюдения за другими подсказывает нам, что до 1 июня кризис должен закончиться. И потом, когда он закончится, все эти отложившее решение об отпуске люди разом кинутся в туристические компании. В те, которые выживут. И тогда мы узнаем, справятся ли эти компании с таким гигантским спросом.
Впрочем, американские исследователи туристической индустрии уже сейчас считают, что она больше никогда не будет такой, какой была раньше. Они считают, что спрос переориентируется с отелей на интернет-аренду индивидуального жилья. Хотя еще до эпидемии с таким видом аренды крупные туристические центры стали бороться. Люди перестанут покупать пакетные туры и морские круизы. Потому что в отелях, пакетных турах с экскурсиями и на огромных океанских лайнерах слишком много людей. И они слишком близко. И американские исследователи туристической индустрии считают, что психологическая травма от происходящего сейчас будет столь велика, что люди, пережившие пандемию уже никогда не захотят приближаться друг к другу. А когда последствия этой травмы сотрутся, никаких туристических компаний уже вовсе не будет.
Будет это так или нет сейчас предсказать трудно. Но вот что сейчас предсказать можно - так это то, что бизнесмены еще тысячу раз подумают перед тем, как ввязываться в столь ненадежные бизнесы.
Хотя, с другой стороны - а какой бизнес надежный?
На то он и бизнес.