(2017)
Сегодня пару часов по делам провел в пешеходной зоне Баден-Бадена, последовательно останавливаясь в пяти-шести точках и вступая в нехитрую деловую и потребительскую коммуникацию. Хорошо все-таки, кстати, что зимой я отказался от квартиры в туристическом муравейнике, прямо на Леопольдплатц, и поселился в своем домике у леса.
Если подруга М. называет небесной Москвой Берлин, то лишь потому, что еще не была в Баден-Бадене.
…Представьте себе город, две трети населения которого составляют русские, и три четверти туристов в котором судя по уличной речи тоже соотечественники.
И все без исключения работники сферы обслуживания, и значительная часть городских чиновников, врачей, педагогов, аптекарей и т. д. -- носят таблички с именами Наталья, Елена, Оксана, Сергей, Николай и говорят по-немецки с легкой российской горчинкой. Вибранты, рррр прежде всего слышно. Артикли иногда путают или теряют.
До сих пор не могу определиться, нравится ли мне это. Вроде бы Баден-Баден -- это хороший пример того, что пресловутый русский мир не обязательно приносит с собой разруху. Но настороженность остается. Вот сейчас все они сбросят добрые маски и под руководством Стрелкова -- хотя зачем его звать, если тут Николай Расторгуев проживает -- провозгласят Баденскую Народную Республику на основании, допустим, того, что матушка императрица Елизавета Алексеевна здесь родилась (а род местных принцев прервался)! А как вам это: сакральное и цивилизационное значение Баден-Бадена для России -- колыбель и духовный исток русской литературы?
А тут еще и "Победа" трижды в неделю к нам из Москвы начала летать...
Update: московских туристов на фоне эпидемиии должно было бы поубавиться, но русская ручь все равно звучит на каждом углу!