Когда «стены» тоже важны…
Редко задумываемся об архитектуре школ, почему они спроектированы и построены так или иначе. Актуальный оказался вопрос, кстати, когда новый учебный год начнется в условиях пандемии и карантина, и разговоров о гигиене хоть отбавляй.
По проекту Иосифа Юльевича Каракиса (1902 – 1988) построено более 4500 школьных зданий. Наверное, некоторые проекты известного советского архитектора использовались до недавних пор. Отдельно в его творчестве стоит проект …экспериментальной школы № 5, построенной в Донецке в 1965 году на берегу Кальмиуса.
Коллектив, который работал над проектом стремился создать то, что «коренным образом преобразовало бы и учебный процесс в школах, и несло в себе революционные идеи в гигиене школьника и педагога, развивало бы свободу мышления, восприятия и вкусы тех, кто зданием будет пользоваться».
Вот что писал о проекте журнал «Строительство и архитектура»: «…комплекс сооружений, состоящий из восьми одноэтажных и двух двухэтажных корпусов. В одном из двухэтажных корпусов размещены лаборатории, кабинеты физики и химии, производственные мастерские, библиотека, пищеблок и административные помещения. Второй двухэтажный корпус состоит их двух гимнастических залов с душевыми и раздевалками, актового зала на 360 мест, радиоузла и теплового пункта. Все восемь одноэтажных блоков одинаковы по своему объемо-планировочному и конструктивному решению. Каждый имеет пять квадратных в плане классов, учительскую и санузел. Отдельное расположение классных блоков обеспечивает дифференцированный процесс обучения (в каждом блоке продолжительность урока может быть различной). Классные блоки имеют свои благоустроенные игровые дворики».
А вот что говорил по поводу своего проекта сам архитектор Каракис: «В школах, возведенных по типовым проектам, классные комнаты размещаются во всех трех или четырех этажах. На переменах дети с верхних этажей не успевают выходить на открытый воздух, так как вся перемена уходит на опускание и поднимание по лестнице, одевание и раздевание верхней одежды. Одноэтажная и частично двухэтажная структура экспериментальной школы позволяет на уровне земли разместить 40 классных помещений. Это дает возможность обеспечить связь каждой классной комнаты с двориком, куда летом непосредственно из классной комнаты, а зимой через тамбур, расположенный в конце каждого из восьми блоков, школьники могут выходить за 1-2 минуты. Кроме того, возведение малоэтажных школ имеет и ряд других преимуществ: экономия на объеме зданий, применение в строительстве простых конструкций из местных строительных материалов. Если учесть, что школа построена над горными выработками и на рельефе, стоимость ее получилась не дороже двух обычных школ такой же вместимости».
http://donjetsk.com/…/807-pedagogicheskaya-poema-iosifa-kar…