Olga Golubovskaya Posted by Olga Golubovskaya
at 17-10-2020 20:49:19

23 августа 2020 г. FDA выдало разрешение на экстренное использование плазмы реконвалесцентов для лечения госпитализированных пациентов с COVID-19. При этом подчеркивается, что нет данных хорошо контролируемых рандомизированных клинических исследований, демонстрирующих эффективность и безопасность этого метода и не было получено разницы в 7-дневной выживаемости у больных, получавших плазму с высокими и низкими титрами нейтрализующих антител.

Среди неинтубированных пациентов, получивших плазму с высокими титрами антител, умерли в течение 7 дней 11% больных, по-сравнению с 14% тех, кто получал плазму с низкими титрами антител. Очень интересно то, что среди интубированных пациентов НЕ БЫЛО разницы в 7-дневной выживаемости. Т.е. опять подтверждается тот постулат, что в лечении ЛЮБОЙ инфекционной патологии важен временной фактор, о чем я кричу на каждом углу ещё с марта месяца, ибо аппараты ИВЛ ситуацию не спасут, надо ЛЕЧИТЬ, выявлять угрожающие состояния ДО их развития, на основании детальной оценки клинико-лабораторных данных, и максимально предотвращать, благо, инструмент у докторов в виде наших протоколов есть. Хотя, конечно, лечение любого больного может выходить и за рамки протокола, это понятно.

Поэтому меня очень удивляет дизайн некоторых исследований препаратов, используемых в мире для лечения COVID-19. Так, например, исследование COVACTA, посвящённое применению актемры, не достигло своих точек - улучшение клинического статуса и снижения летальности у больных COVID-19. При этом препарат применялся только у критически тяжёлых больных. Ясно, что там уже делать нечего или почти нечего. Замечательно, что клиницисты это быстро поняли и без всяких исследований в рекомендациях многих стран по применению этого препарата звучат чаще всего сроки назначения - не ранее 7-8 дня, не дожидаясь этих критических состояний. Вся катастрофа начинается с этого времени, соответсвенно, и наше вмешательство должно быть максимально симметрично, адекватно и вовремя. Да, это очень сложно, надо иметь большой клинический (а иногда - и жизненный) опыт, но мы уже очень многому научились за эти тяжелые полгода врачебной жизни.

Возвращаясь к плазме реконвалесцентов, эксперты предполагают, что эта плазма с высокими титрами антител может быть полезной у неинтубированных пациентов, но, в целом, ещё недостаточно данных, чтобы рекомендовать или не рекомендовать ее для лечения COVID-19 и она не должна считаться стандартом лечения пациентов с COVID-19. Хотя, уверена, в определённых ситуациях она может быть весьма эффективна.

Добавлю, что плазму реконвалесцентов достаточно успешно использовали при лечении SARS-CoV, первого коронавируса, вызывавшего тяжелый острый респираторный синдром 2002 г. Еще тогда было показано, что наибольший эффект получен при ее раннем назначении - у ПЦР-позитивных пациентов без антител. Также описаны были и побочные эффекты - от сывороточной болезни до антителозависимого усиления инфекции, острого повреждения легких, ассоциированного с трансфузией. Я об этом неоднократно докладывала в своих он-лайн лекциях, а сейчас готовим для вас, коллеги, новые публикации.

Хочу сказать коллегам - не отчаивайтесь, когда что-то не получается. Не разочаровывайтесь и не падайте духом. Гораздо чаще, все-таки, получается....
Но приходится много думать, многому учиться, иногда даже рисковать... собственно, как всегда, когда мы находимся в нестандартных ситуациях... самое главное - спасти человеческую жизнь, исходя из принципа - «не навреди» в данной конкретной ситуации. Даже если что-то где-то ещё не доказано.

https://www.covid19treatmentguidelines.nih.gov/statement-o…/

#COVID-19
#ковид