США официально объявили холодную войну Китаю.
Майк Помпео выступил в Библиотеке Ричарда Никсона с программной речью, объявив идеологическую холодную войну Китаю.
Помпео напомнил, что Никсон, который осуществил поворот американской политики в сторону КНР, опасался, не породил ли он Франкенштейна. Да, породил, отвечает теперь госсекретарь. Помпео адресовался и к другому президенту США – Рональду Рейгану: в отличие от его принципа "доверяй, но проверяй", который применялся к СС…СР, основой отношения с Китаем должно быть "не доверяй и проверяй". Далее весь набор традиционных обвинений, включая внедрение в американское общество с целью его расшатывания, и призыв ко всем свободным странам сплотиться в альянс для противостояния коммунистической тирании – именно для защиты свободы. Ну и чеканный лозунг:
“If the free world doesn’t change, Communist China will surely change us.”
Вывод: “securing our freedoms from the Chinese Communist Party is the mission of our time,” and America was perfectly positioned to lead it.
То, что холодная война с Китаем стала основой предвыборной кампании Трампа, – сомнений никаких. По заветам Стива Беннона, решено не размениваться на попытки доказать правильность действий против пандемии и не вовлекаться в глубокую полемику про расизм. Обе эти темы – оружие демократов. Ставка сделана на "Отечество в опасности" – и повторять это будут каждый день во всё более резкой форме. Тем более что и пандемию, и беспорядки можно списать на Пекин – наслал вирус и разжигает.
Рискнём предположить, что для успеха на выборах – поздновато, надо было начинать раньше. Но последствия всё равно могут быть масштабными. До гипотетического ухода администрации Трампа из Белого дома остаётся ровно полгода (середина января в случае проигрыша на выборах). Если быть последовательным, то отношения с Китаем и восприятие его в США довольно легко довести до состояния самой настоящей холодной войны в лучших традициях второй половины ХХ века.
Тем более что Трампу, если он почувствует, что проигрывает, терять будет уже нечего. Тогда расчёт будет делаться либо на то, чтобы "перевернуть доску" путем совсем уже опасного обострения (вплоть до военно-политического), либо на то, чтобы гарантировать необратимость политики после ухода из Белого дома. То есть создать ситуацию, в которой следующей администрации разрядку с Китаем устроить будет крайне сложно. Про признание Тайваня заговорили сразу все пикейные жилеты. Кажется совершенно немыслимым. Но мы живём в великое время. Как пелось в советской песне, "нам нет преград ни в море, ни на суше". И если исходить из этого, то выбор Библиотеки Никсона для выступления, как и напоминание о Франкенштейне, уже не выглядит случайным.