at 07-05-2020 22:14:29

«Малый бизнес умирает», – заявление верно, только если воспринимать ковидную драму компаний с долями рынка менее 1% как эмоциональный некролог по знакомым предпринимателям/брендам/локациям. Если же посмотреть на события в заражённых вирусом отраслях через линзу долгосрочных структурных изменений, то умирает как раз не малый, а средний бизнес – тот, у которого доля побольше 1%, но меньше, скажем, 5. Гибнет, исчезает и как список конкретных имён, и как много лет формировавшаяся… отраслевая стратегическая группа.

Малый бизнес восстановится стремительно, более того, его популяция вырастет в результате ковида: безработица принудит уволенных людей к предпринимательской активности. А вот компании среднего размера, чьи владельцы пахали в них менеджерами лет пять-десять, развивали своим талантом, нервами и деньгами, – заметной частью пропадут из отраслевого пейзажа на те же пять-десять лет, до тех пор, пока из ларьков и зеленых термо-рюкзаков 2020 года не вырастут новые городские розничные сети и региональные проектные поставщики.

Из экономики надолго уходит её лучшая, честная часть – средний бизнес. Это очень печально. С малым же бизнесом, как с мелкой фауной, всё всегда будет хорошо.