Обращение студентов филфака МГУ в защиту репутации факультета
Недавно вышла статья, посвященная домогательствам и сексизму на филологическом факультете МГУ. Не отменяя важности вопроса харасcмента в современном обществе и не порицая попыток осветить эту довольно сложную и неоднозначную тему, мы все же решили высказать альтернативное мнение. В связи с широкой оглаской, которую получила данная статья, мы, как люди, имеющие непосредственное отношение к факультету, не смогли остаться равнодушными. Надеемся, что в данной ситуации мы имеем не меньшее право быть услышанными.
В первую очередь нас обеспокоило то, что статья несет достаточно серьезные обвинения в сторону руководства факультета. Как студенты филфака МГУ, категорически не согласные с выдвинутыми обвинениями, мы не можем пройти мимо. Сейчас весна, будущие студенты вместе с родителями выбирают ВУЗ. Объявлена всемирная пандемия. Люди взвинчены эмоционально, а внимание к интернет-СМИ особо пристально. Манипуляции в этой сфере в такое время выглядят особенно агрессивными и требуют тщательного разбора, а также максимально холодной оценки.
Мы, как студенты филологического факультета, хотим донести до сведения всех интересующихся, что у нас царит здоровая рабочая атмосфера. Есть строгие преподаватели, есть дружелюбные, есть преподаватели, которые вызывают симпатию у студентов и студенток, есть те, кто не вызывает никаких эмоций. Есть молодые, есть пожилые. В этом отношении наш факультет мало чем отличается от любого другого. И нам очень жаль, что на волне ситуации, произошедшей со студенткой исторического факультета, некоторые наши сокурсники решили воспользоваться случаем и обвинить целый ряд преподавателей в нарушении личной свободы, харассменте и сексуальных домогательствах.
О статье
Несмотря на заверения в том, что данная статья нацелена лишь на конкретных личностей, а не на факультет в целом, текст статьи иллюстрирует обратное:
«Велика вероятность, что в случае жалобы руководству вуза преподаватель получит поддержку среди коллег»
«Сексуальные домогательства на филфаке МГУ можно рассматривать как следствие сексистской атмосферы на факультете, ее прямое продолжение»
Статья о харассменте и домогательствах на филфаке МГУ написана посторонними людьми, не имеющими отношение ни к университету в целом, ни к факультету в частности, со слов нескольких информанток. В статье присутствуют мнения субъективного характера, не содержащие в себе никакой конкретики и, по непонятным причинам, привязанные к харассменту и домогательствам:
«Некоторые студентки филфака признаются, что всегда мечтали заниматься наукой, преподавать литературу и иностранные языки, но факультет отбил у них это желание»
В целом, по прочтении статьи может сложиться впечатление о том, что на факультете царит атмосфера сексизма, а преподаватели якобы переходят личные границы студенток против их воли. Однако на нашем факультете есть множество студентов и студенток, которые считают данную ситуацию сильно преувеличенной и подобные выпады в сторону преподавателей недостаточно обоснованными.
Домогательство предполагает грубое нарушение личных границ человека и принуждение к нежелательным действиям. В статье большинство случаев описано как предложения со стороны преподавателя, на которые студентки реагировали по-разному. Однако никто не говорит о физическом или психологическом давлении. Также нет достоверных доказательств того, что у студенток были проблемы с учёбой у этого преподавателя. При этом действия сексуального характера в статье проиллюстрированы только одним примером, в котором все происходило с осознанного согласия девушки, что также нельзя назвать домогательством:
«Сама девушка считает, что не подвергалась какому-либо давлению со стороны преподавателя…»
Хотим напомнить, что между студентами высшего учебного заведения и детьми школьного возраста есть существенная разница. В университете учатся взрослые люди, способные принимать решения и нести за них ответственность. В частности, с 16 лет люди имеют право самостоятельно принимать решения о вступлении в сексуальные отношения (в Российской Федерации, согласно ч. 1 ст. 13 Семейного кодекса РФ, брачный возраст устанавливается в 18 лет, а возраст сексуального согласия — в 16 лет).
Шутливые комментарии преподавателей старшего возраста про борщи и стереотипную роль женщины в семье мы также не считаем достаточным основанием для обвинения преподавательского состава в нарушении деловой этики и, тем более, харассменте. Это как минимум глупо.
Мы считаем, что публикация материалов с громкими словами, не подкреплёнными существенными доказательствами, может только дискредитировать идею борьбы с харассментом, создавая впечатление, что студентки могут преувеличивать случаи домогательств со стороны преподавателей.
Об отношении к факультету
В студенчестве человек должен научиться самому главному - нести ответственность за свой выбор, за свои поступки. Этой осознанности и критическому мышлению научил нас Московский Государственный Университет. Одной правды не бывает, даже среди научного сообщества. Тема, поднятая в статье, важна, однако каждый филолог не понаслышке знает, что средства выражения важны не меньше. Обобщениями и вырванными из контекста цитатами правды не добиться. Мы любим наш факультет, гордимся нашими преподавателями. В данной статье мы преследуем лишь одну цель: не забывать все то хорошее, что дарит нам это место.
«Я поступала на филфак с мыслью о том, что буду заниматься деталями в литературе. Уже после первой сессии стало ясно, что так дела не сложатся. И дело не в том, что филфак разбил мои мечты, вовсе нет, преподаватели дали мне понять, что я могу заниматься чем-то более сложным и интересным. Так в моей жизни появилась фонетика, грамматические изыски испанского языка, нечасто встречающийся нидерландский и даже древнерусская эпиграфика. Искренность преподавателей, их огонек в глазах во время семинаров — вот, что действительно ценно. Их энергия и любовь к своему делу по-настоящему воодушевляют, и, по-моему, на это стоит обращать внимание в процессе учебы, а не на разного рода трудности и недопонимания, которые все равно возникают, ведь все мы в первую очередь люди.» – студентка 3 курса Маша Шустовских
«Харассмент — это ужасно, и ему не место в цивилизованном обществе. С этим однозначно надо бороться, и тот факт, что эту, увы, очень актуальную для нашего времени тему подняли, безусловно хорошо и заслуживает уважения.
Однако печально то, что статья с таким правильным и благородным посылом заставила многих ошибочно считать наш факультет синонимом харассмента и стереотипов, а — сексизм чуть ли не методом преподавания, что, разумеется, неправда. Но, к сожалению, вместо подготовки к сессии, когда хочется всё своё время по максимуму посвятить учёбе, мы вынуждены отвечать на многочисленные сообщения наших знакомых из других ВУЗов о том, как «ужасно нам живётся на филфаке».
Конечно везде можно столкнуться с нетактичностью и резкостью как со стороны преподавателей, так и студентов. Все люди разные, у всех разные характеры и манеры общения, и то, что к кому-то может возникнуть антипатия — неприятно, но абсолютно нормально.
В этическом кодексе МГУ сказано, что преподавательский состав обязуется: «не допускать высказываний, унижающих честь и достоинство студентов и аспирантов, применения грубой лексики по отношению к ним», а также «не допускать дискриминации студентов и аспирантов по национальному, расовому и половому признаку». Я не могу говорить обо всех, так как просто не знакома с каждым преподавателем на факультете, но, по крайней мере за свою кафедру могу поручиться со стопроцентной уверенностью. Именно здесь мне довелось встретить, не побоюсь этого слова, лучших представителей человечества. Наши преподаватели готовы поддержать в любой ситуации, даже не связанной непосредственно с учебной деятельностью. Нигде ещё я не сталкивалась с таким уважением и заботой со стороны преподавательского состава. О нас беспокоятся, если мы не появляемся на парах, нас просят присматривать друг за другом и особенно за теми, кто учится вдали от дома. Даже сейчас перед каждой дистанционной парой нас спрашивают о нашем самочувствии и том, всё ли хорошо с нашими близкими. Они готовы в буквальном смысле держать нас за руку, когда нам больно, и даже поехать с нами в больницу, что доказано на личном опыте. Все педагоги, вне зависимости от пола, проявляют заботу, именно человеческую заботу, а не предосудительную, которую можно было бы как-то иначе трактовать.
Филфак — это мой второй дом, и я счастлива, что имею честь общаться с такими людьми» – студентка 3 курса Нюра Бобракова
«Проблема домогательств и харассмента, безусловно, требует того, чтобы на неё обращали внимание и с ней боролись. Я уважаю людей, которые занимаются этим и стараются сделать лучше мир, в котором мы живём.
Но я также невероятно восхищаюсь преподавателями филологического факультета, которых вижу каждый день уже пятый год. Конечно, я знакома не с каждым преподавателем. Но именно на филологическом факультете я увидела людей, которые любят то, что они делают, продолжают задавать вопросы, искать новое даже после десятков лет работы, с энтузиазмом делятся своими знаниями со студентами. Преподаватели не только вдохновляют читать, заниматься, искать, но и нередко поддерживают студентов в трудной ситуации, всеми силами создают на факультете доброжелательную атмосферу. Обидно и несправедливо, если необдуманные, непроверенные высказывания нескольких человек помешают этим людям работать, заниматься своим любимым делом и вдохновлять студентов на серьёзную научную работу.
Филфак стал очень важной частью моей жизни, я закончила здесь бакалавриат и пошла в магистратуру во многом именно из-за того, что знала: здесь мне будет интересно и приятно учиться» – Гадаева Екатерина, 1 курс магистратуры
«Проблема харассмента крайне актуальна в последнее время, и о ней не говорит только ленивый. Но я никогда не думала, что эта проблема затронет мой факультет. Всем известная статья, основанная лишь на фактах без каких-либо доказательств, создает вокруг филологического факультета образ поощрения и допущения домогательств со стороны преподавателей.
Я всегда с уважением относилась к людям, которые занимаются такими важными проблемами как домашнее насилие и домогательства в целом. Но за три года на факультете я ни разу не столкнулась с тем, о чем было написано. Вы скажете, что мне повезло. Я могу уверить, что большая часть преподавателей отзывчивы, всегда готовы помочь, никогда не осудят и к ним с легкостью можно обратиться с любым вопросом. Кроме того, они вдохновляют заниматься и совершенствовать свои знания без всякого давления. К таким людям хочется возвращаться! Слушать их лекции и семинары, сдавать им экзамены. Они создают атмосферу тепла и уюта. Филфак, в начале, был для меня чем-то очень загадочным и чужим. Но, именно благодаря преподавательскому составу, я с гордость могу сказать, что сейчас факультет для меня, как вторая семья.
К сожалению, иногда в студенческой жизни мы встречаемся с непониманием, предвзятым отношением со стороны преподавателей. Но мы же все люди и все мы разные. Давайте сохранять человечность и не пытаться очернить и загубить жизни других» – студентка 3 курса, Настя
«Студенческое движение в нашем университете очень сильно, и студенты по любому вопросу могут обратиться в специально созданные для них комитеты. Студенты имеют право голоса, у них есть все возможности для того, чтобы к ним прислушивались, однако не всегда этими правами распоряжаются разумно. Используя право высказывать своё мнение, студент не должен также забывать и об ответственности за свои слова, не подкреплённые никакими доказательствами. Нарушение этики недопустимо как по отношению к студенту, так и по отношению к преподавателю» – Наталия Романенкова, 3 курс
«Тема харассмента сейчас остросоциальная, и об этом, безусловно, стоит говорить. Каждая личность самоценна, каждый человек должен иметь свои права. Хочется видеть мир таковым, однако реальность гораздо сложнее. Тема, поднятая в статье, важна, однако каждый филолог не понаслышке знает, что средства выражения важны не меньше. Основные претензии коллег были к тому, как составлен текст, как выбраны «аргументы», а не к выбранной теме.
Филологический факультет предоставляет возможность получить классическое образование, выучить иностранные языки, пройти обучение в европейских вузах. Для тех, кто хочет учиться, созданы все условия для продуктивной работы. Мне повезло не повстречать преподавателей, не заинтересованных в своём предмете, преследующих свои, не относящиеся к науке цели. Однако я не могу отрицать (как и подтверждать) описанное в статье. Мне лишь хотелось поделиться своим опытом.» – Юля Шишкова, 2 курс
Авторы обращения: Запорожская Анна, Терентьева Екатерина, Шустовских Мария, Бобракова Анна, Держановская Елена, Вдовин Фёдор, Проценко Алина, Шищенко Мария, Казаков Иван, Родионова Наталия, Олейник Елизавета, Пунда Алексндра, Гадаева Екатерина, Захарова Яна, Горбушина Анастасия, Новикова Алёна и несколько человек, пожелавших остаться анонимными.