Про еду на карантине и дзэн-буддизм. Когда-то в конце 90-х в старших классах школы я открыл для себя издательство «Евразия» с их переводами азиатских классиков. Больше всего меня зацепила тогда книга Такуана Сохо «Письма мастера дзэн мастеру фехтования». Старый монах убеждал великих самураев, что они успешны в своих поединках не столько из-за долгих тренировок, сколько потому, что бессознательно служат истине, которая отражается в каждом победном взмахе катаны. Мастер наста…ивал: «Если в ходе практики вашего боевого искусства ум работает естественно, движения всех частей вашего тела будут свободны, и жизни тысячи неприятелей окажутся на милости вашего меча». Я прочёл эту книги множество раз, заучил понравившиеся мне отрывки и, разумеется, постарался побольше узнать об её авторе. Биография Такуана оказалась вполне традиционной для восточного учителя: жил в монастыре, был настоятелем, долго странствовал, много общался и много писал. Оставил после себя несколько трактатов и учеников. Но был один нюанс, который вгонял меня в ступор: все биографы упоминали, что Такуан изобрёл новый рецепт квашения редьки. В те годы я не видел связи между метафизикой и гастрономией и не понимал, почему потомки не могут забыть про интерес Такуана Сохо к редьке. Головоломка сложилась лишь несколько лет спустя, когда я впервые надолго поселился в православном монастыре. Повседневная монастырская кухня оказалась настолько однообразной и скучной, что стало ясно, почему новый рецепт приготовления старых продуктов вызвал в японских монахах сильный восторг и навсегда обессмертил имя Такуана Сохо. Кстати, закуска «Такуан», которая до карантина была почти во всех суши-ресторанах Москвы — это именно редька-дайкон, приготовленная по рецепту дзен-учителя. И вот, стараясь последние дни ограничить свой рацион продуктами, купленными про запас, я всё чаще вспоминаю про Такуана Сохо. Но не про его трактаты, а про то, что мне пригодилась бы мудрость этого учителя, чтобы найти новый рецепт приготовления гречки. Но пока Будда внутри меня молчит об этом...