Это канал «Небожена»:
«В чём сейчас самая заметная проблема с коронавирусом? Не главная, а именно заметная. Что он потенциально смертельный — это понятно. Самая заметная проблема — он меняет отношения между людьми.
Коронавирус может отменить глобализацию и даст шанс национальным государствам (Венгрия уже довольно успешно движется к фашизму). Важное замечание: даже жители Европы, чего уже говорить про нас и Китай, моментально добровольно отдали кучу гражданских прав, только б…ы не заразиться. Закрыли музеи, театры, рестораны, кино, парки, сели дома и ждут вакцину.
В России к каждому кризису готовятся приблизительно одинаково: закупились гречкой и туалетной бумагой, запаслись мирамистином, пенталгином и водкой, наделали мемов и сели читать советскую серию «Иностранная литература». Для нас что эпидемия, что очередная финансовая залупа, что мировая война, одно средство — вырыть окоп и полоскать горло и нос ромашкой. Но в этих решениях больше смысла, чем кажется — они хотя бы на какой-то момент нас объединяют. А что потом?
Можно поздравить Тимоти Мортона, который оказался прав с той идеей, что вымирать — это нормально. «Тёмная экология» торжествует.
В мире (даже в России) людей корежит от происходящего, они не привыкли ещё к реальности, в которой есть коронавирус. Реальности, в которой, например, пресловутые «третьи места» города (быры/рестораны/лектории) — это не средства сплотить людей, а способ их прикончить. Городская, самая человечная среда, рушится, а привычный нам образ жизни рассыпается.
И как люди, то есть мы, отреагировали на это? В лучших традициях антиутопий — отбросили несколько столетий человеческой культуры, заперлись в комнатушках и загородных домах и притаились, наблюдая в щелочку за патрулями Росгвардии. Это проявление животного страха перед малопонятной инфекцией, симптомы и параметры которой меняются в СМИ каждый день.
Я ценю время, которое освободилось благодаря этой эрзац-чуме на написание своих мемуаров, писем Игорю, чесание Люсика и укачивание малютки, но не будем забывать: если мы хотим остаться людьми, нам когда-то придётся открыть границы, вновь ходить в театры, пожимать друг другу руки. Новой мегазвездой станет тот, кто первым после снятия карантина снимет маску, будет спокойно ходить по пустым площадям Европы, организовывать концерты, а не закрывать залы и тд. ЕСЛИ ВЫЖИВЕТ!»