ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ - ЭТО СМЕРТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, А НЕ ЕГО БУДУЩЕЕ
Хочу передать вам своё беспокойство. Те хвалебные песни виртуальному обучению и дистанционному образованию, которые звучат в последние недели, вызывают во мне ужас.
Мне кажется, дистанционное образование - это троянский конь, который, пользуясь пандемией, хочет прорваться через последние бастионы нашей частной жизни и образования.
Конечно, речь не идёт о чрезвычайных ситуациях. Сейчас приходится приспосабливаться к виртуальному обучению, чтобы спасти учебный год.
Меня беспокоят те, кто считает, что коронавирус - это возможность сделать такой долгожданный скачок вперед.
Они утверждают, что мы уже не сможем вернуться к традиционному образованию, что самое большее, на что можно надеяться - это гибридное преподавание: какие-то занятия будут очными, какие-то - дистанционными.
Среди стольких неопределённостей я уверен лишь в одном: контакт с учениками в аудитории - это единственное, что даёт подлинный смысл образованию и даже самой жизни учителя.
Я преподаю 30 лет, но не могу представить себе проведение занятий, экзаменов или контрольных через холодный экран. Поэтому меня ужасно тяготят думы о том, что осенью, может быть, придётся возобновлять курс с использованием цифрового обучения.
Как преподавать без ритуалов, которые десятилетиями составляли жизнь и радость моего дела? Как я смогу прочесть классический текст, не глядя в глаза своим студентам, не имея возможности увидеть на их лицах выражение неодобрения или сопереживания?
Без учеников и учителей школы и университеты станут пространствами, лишёнными дыхания жизни!
Никакая цифровая платформа - я должен это подчеркнуть - никакая цифровая платформа не может изменить жизнь студента. Только хороший учитель сможет это сделать!
Студентов уже не просят учиться, чтобы стать лучше, чтобы превратить знания в инструмент свободы, критики и гражданской ответственности. Нет, от молодежи требуют получить специальность и зарабатывать деньги.
Потеряна идея школы и университета как сообщества, формирующего будущих граждан, которые смогут работать в своей профессии с твёрдыми этическими принципами и глубоким чувством человеческой солидарности и общего блага.
Мы забываем, что без жизни сообщества, без ритуалов, по которым проходят встречи студентов и преподавателей в аудиториях, не может быть ни подлинной передачи знаний, ни воспитания.
За постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма ужасного одиночества.
Студенты - это не резервуары, которые нужно заполнить понятиями. Это человеческие существа, которые, как и преподаватели, нуждаются в диалоге, общении, и в жизненном опыте совместного обучения.
В эти месяцы карантина мы, как никогда, осознаём, что отношения между людьми - не виртуальные, а реальные - всё больше превращаются в предмет роскоши.
Как предсказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения».
Отношения становятся подлинными только при живых, реальных, физических связях.
А за постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма ужасного одиночества. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут отравить. Зависит от дозы.
Тогда какое будущее можно себе представить?
Одно - в котором у детей богатых будут хорошие учителя и очное высококачественное образование, где приоритет отдаётся человеческим отношениям, в то время как детей из менее имущих классов ожидает стандартизированное образование через телематические и виртуальные каналы.
=Нуччо ОРДИНЕ=
итальянский философ, писатель, крупнейший специалист по итальянскому Возрождению
@vera_afanasieva