В продолжение сегодняшнего утреннего эфира с Boris Preobrazhensky, озвучу некоторые предпосылки к экстра росту интернет-торговли в нашей стране в 20 году которые возникли в результате коронакризиса (и здесь не учитываются все те предпосылки, и причины, которые были до февраля).
Предпосылки (сортированы по убыванию):
1. Рост числа онлайн-покупателей. Это и те, кто не совершал до этого покупок через интернет, и те, кто это делал последний раз давно и перестал. За время кризиса… таких новеньких накопилось, судя по всему, до 15 миллионов человек. За три месяца карантина они совершили несколько покупок каждый, и опыт покупок у них уже никуда не денется. Это не пожилые люди, это, в первую очередь, те, кто не торопится использовать новые технологии: консерваторы, позднее большинство. Их особенность в том, что они очень туго начинают что-то делать, но уж, если начали, то не прекратят.
2. Рост частоты покупок. Тут две скрытых причины: во-первых, это привычка покупать онлайн, которая сформировалась или сформируется за время карантина. А во-вторых, это продукты питания, онлайн-предложение которых за время карантина существенно улучшилось. Как самая частотная покупка, продукты питания, конечно, поднимают частотность всех онлайн-покупок.
3. Улучшение логистической инфраструктуры. Почему я пишу это на третьем месте. Потому что логистика последней мили быстро не улучшится. Там , где она уже приличная, она станет чуть лучше, там где ее нет, как у меня в деревне, она лучше не станет. Я полагаю, что на рост ecommerce сейчас больше повлияет развитие складской инфраструктуры в регионах (и фулфилмента прежде всего): они обеспечат лучший выбор для покупателя и лучшие сроки доставки в регионах, - то, чего сейчас не хватает.
4. Закрытие мелких и средних ритейлеров (в смысле банкротство и выход из бизнеса), закрытие части торговых точек крупных ритейлеров. Многие из тех, кто конкурировал с онлайном, с крупными торговыми сетями, с маркетплейсами. Сокращение числа торговых точек уведет часть покупкателей в онлайн (просто станет неудобно ходить в магазин).
5. Отмена путешествий за рубеж, как способа поехать за покупками ли как минимум "купить что-нибудь заодно". Эта аудитория отлично перемещается в онлайн - мы это уже видели несколько лет назад. Индикатором этого процесса станет рост спроса из Европы и Штатов.
6. Изменение образа жизни людей. Сначала написал "отмена отпусков и поездок", а потом понял, что это часть большого куска: мы будем вынуждены изменить многие вещи в нашем поведении. Толпы сменятся маленькими компаниями, а некоторые вещи станут (или уже стали) ненужными, другие наоборот, многие вещи мы будем делать сами, не пользуясь услугами сервисных компаний. Это приведет к краткосрочной и долгосрочной смене гардероба, запасов в кладовке, используемого инвентаря и пр.
Какие еще причины могут влиять на развитие екома, и которые я не пнаписал?